Перспективы российской нефтедобычи: жизнь под санкциями
Принятие летом 2017 г. новых санкций в отношении российской нефтяной отрасли в сочетании с объективным ухудшением качества российских запасов ставит вопрос о перспективах добычи нефти в России и об устойчивости бюджетных поступлений от отрасли в долгосрочном периоде
В данный момент можно говорить о том, что российские нефтяные компании полностью адаптировались к новым условиям и санкционному режиму. Добыча нефти в России в последние пять лет росла, несмотря на относительно низкую ценовую конъюнктуру и введенные США и ЕС секторальные санкции. Крупные инвестиции прошлых лет, многочисленные налоговые льготы, а также девальвация рубля позволили не только избежать сокращения добычи, но и обеспечили ее рекордный рост. Однако, дальнейшие перспективы российской нефтедобычи не столь однозначны.
Анализ всего комплекса санкций 2014-2017 гг. показывает их высокую кондициональность: важной особенностью этих документов стали очень размытые формулировки, создающие, в принципе, большую вариативность трактовок и применения в зависимости от обстоятельств и степени геополитической конфронтации. В рамках уже принятых санкций возможен как «Базовый сценарий» (сохранение статус-кво), так и сценарий «Усиление санкций», включающий как более жесткую интерпретацию действующих санкций и их активное применение к конкретным проектам, так и введение дополнительных санкций.
Проведенный по компаниям и по месторождениям анализ доступности технологий и инвестиций, а также моделирование добычи показали, что на горизонте до 2020 г., несмотря на все ограничения, у России есть потенциал для дальнейшего увеличения объемов производства за счет уже подготовленных месторождений. Этот краткосрочный потенциал роста, однако, может быть ограничен договоренностями с ОПЕК.
В среднесрочном периоде до 2025 г., даже в случае жесткого ограничения доступа к технологиям и низкой цене на нефть, объемы добычи пострадают не катастрофически: разница между «Базовым сценарием» и сценарием «Усиление санкций» составляет 30 млн т к 2025 г. (около 5%). При этом главной причиной спада добычи в этот период может стать не столько отсутствие доступа к западным технологиям для реализации новых проектов, сколько отсутствие технологических возможностей по интенсификации добычи на действующих месторождениях.
В долгосрочной перспективе после 2025 г. поддержание объемов добычи нефти в России становится все более сложной задачей — в первую очередь в связи с ростом трудноизвлекаемых запасов и ухудшением качественных характеристик нефти. В принципе, оно могло бы быть обеспечено за счет:
- углубленной разработки действующих традиционных нефтяных месторождений с применением методов интенсификации добычи (ГРП, в том числе и многостадийный ГРП (МГРП), третичные МУН и т.д.);
- разработки нетрадиционных запасов нефти на суше;
- разработки морских месторождений (в том числе на арктическом шельфе).
Однако, у российских компаний практически нет своих технологий и оборудования для освоения нетрадиционных и морских запасов, а введенные санкции жестко ограничивают возможности доступа к зарубежным технологиям. При этом меры по импортозамещению этих технологий, принятые еще в 2014 г., пока не показали значительных результатов.
Наиболее критическая технология для поддержания объемов российской нефтедобычи — это ГРП. Она способна обеспечить как поддержание добычи на действующих месторождениях, а применение МГРП ее рост на перспективных нетрадиционных месторождениях. Представляется, что в сложившихся условиях именно разработка собственных технологий ГРП и МГРП, выпуск ГРП и МГРП флотов внутри страны и подготовка персонала должны стать технологическим приоритетом для компаний отрасли и регуляторов.
Санкции в последние десятилетия широко применяются в отношении многих стран и везде действуют с накапливающимся эффектом, по принципу «сложного процента». Для России эффект от санкций также будет усиливаться с течением времени: уже к 2030 г., по нашим оценкам, разрыв между «Базовым сценарием» и сценарием «Усиление санкций» может увеличиться до 55 млн т (10% от текущей добычи). Далее эта разница будет нарастать ускоренными темпами: чем дольше рассматриваемый период, тем сильнее потенциальное технологическое отставание, дефицит финансирования и негативный эффект от санкций.
Обманчиво низкий немедленный эффект санкций может вводить в заблуждение. Невзирая на отсутствие быстрых негативных последствий, санкции, тем не менее, требуют активных действий по поддержке и развитию собственных технологий в нефтедобыче. Инвестиционный цикл в данной сфере занимает минимум 5-7 лет, и для того, чтобы удержать российскую нефтедобычу от быстрого падения после 2025 г., инвестировать в наиболее важные технологии необходимо сегодня.
Доклад «Перспективы российской нефтедобычи: жизнь под санкциями»
research04-ru