Нажмите ENTER, чтобы посмотреть результаты поиска, или нажмите ESC для отмены.

Кризис обучения — самый распространенный, тихий и пренебрегаемый международный кризис

Что необходимо сделать, чтобы к 2030 году каждый ребенок в мире ходил в школу, чему Тунису нужно учиться у Вьетнама и каким образом государствам потратить деньги, чтобы обеспечить себе лучшее будущее рассказывает Амел Карбул, бывший министр правительства Туниса, женщина-филантроп и один из 20 лидеров Международной комиссии по финансированию возможностей в сфере образования на глобальном уровне. 

Через 20 лет мы рискуем получить безграмотное поколение

Сегодня человечество столкнулось с глобальным кризисом. Необходимо говорить именно о кризисе обучения, а не образования, поскольку сложившаяся ситуация связана не только с тем, что четверть миллиарда детей не имеют возможности получить образование, а еще и с тем, что 330 миллионов мальчиков и девочек, которые посещают школу, не могут ничему научиться.  Перспективы развития данной ситуации неутешительны.

Если мы ничего не сделаем, если ничто не изменится, к 2030 году, всего через 13 лет, половина детей и подростков мира, половина из 1,6 миллиардов детей и подростков, или не будет посещать школу, или не сможет ничему научиться в школе.

Для поисков путей решения этой проблемы в 2015 году была создана Международная комиссия по финансированию возможностей в сфере образования на глобальном уровне, которую возглавил экс-премьер-министр Великобритании и специальный представитель ООН по всемирному образованию Гордон Браун. Первой задачей комиссии было оценить сложившуюся ситуацию в глобальном образовании. Именно тогда и был определен масштаб проблемы, которая заключается в том, что через 15 лет половина детей мира не смогут учиться, причем не только из-за отсутствия школ, но и из-за отсутствия качественного обучения в имеющихся школах. Второй задачей стал поиск путей решения проблемы, которые существуют и не слишком сложны для реализации.

Какой будет школа будущего

Учащееся поколение должно стать реальным

Комиссия разделила все страны по уровню дохода: низкий, средний и высокий. Для каждой категории было выделено 25% стран, которые быстрее других улучшали образование. Члены комиссии пришли к выводу, что если каждая страна будет ориентироваться на лидеров в категории со своим уровнем дохода, то в короткий срок каждый ребенок будет ходить в школу и получать качественное обучение.

Мы можем, впервые за всё время, добиться, чтобы каждый ребёнок ходил в школу и учился в течение всего одного поколения. И нам даже не нужно изобретать колесо, чтобы этого добиться. Нам нужно всего лишь учиться у лучших в классе, но не у произвольных лучших, а у лучших в вашем собственном классе.

Например, Тунису сегодня следует ориентироваться не на Финляндию, несмотря на все достижения этого государства в образовании, а на Вьетнам. Во Вьетнаме на образование тратятся схожие с Тунисом в процентном соотношении к ВВП средства, а достигнутые результаты – выше. Это связано с введением во Вьетнаме стандартизированных экзаменов по письму, чтению и математике, а также с публичным контролем за учителями и успеваемостью. Все это привело к тому, что в 2015 году по результатам Программы международной оценки учителей Вьетнам обошел многих мировых лидеров, в том числе США.

Если деньги тратятся, а дети не учатся, стоит тратить меньше

Для многих очевидно, что необходимо следить за прогрессом учеников и делать их достижении публичными, однако, только половина развивающихся стран это делает.  В связи с этим, перед тем, как вложить средства в развитие образования в стране, необходимо повысить результативность системы обучения. Если дети посещают школу, но не получают знаний и навыков, все вложения обесцениваются и у правительств и политических партий появляются дополнительные аргументы не увеличивать траты на данную сферу.

Как могут учителя сфокусировать своё внимание на достижении результатов, и как могут страны считать траты на образование важнее, чем на осязаемые проекты, если они не знают, учатся ли дети?

Наши дети могут решать государственные задачи

Если ученики не идут в школу, школа придет к ученикам

Существующие системы образования должны, несомненно, ориентироваться на результат. Но важным является еще один момент – во многих странах не хватает квалифицированных учителей. Например, в Сомали, если даже каждый, кто имеет высшее образование, станет преподавать, недостаток в учителях по-прежнему будет ощутимым. Ситуация в лагерях беженцев или в удаленных сельских районах еще более плачевная.

Правительство Бразилии решило подобную проблему оригинальным и действенным способом. Еще в 2009 году в стране был принят закон, гарантирующий получение среднего образования каждым гражданином. Все штаты должны были обеспечить исполнение закона к 2016 году. В штате Амазонас это представлялось очень затруднительным – штат в 4,5 раза больше территории средней европейской страны и представляет собой непроходимые джунгли с реками. Большинство жителей штата прекратили свое обучение, поскольку у них не было возможности переехать в столицу штата Манаус, а учителя не хотели переезжать в деревни. Руководство штата подключило медиа-центр для выполнения этой сложнейшей задачи. 60 квалифицированных учителей-предметников ведут онлайн уроки для учеников из отдаленных деревень. В целом, это более тысячи классов, в которых обучается до 25 человек. Адаптировать на местах планы уроков и осваивать материал по всем предметам помогают более 2000 местных учителей-наставников.

Разделение учителей на предметников и наставников меняет парадигму преподавания. Каждый из них делает то, что умеет лучше всего, и в результате дети не просто ходят в школу, а ходят в школу и учатся.

Технология может дать сбой в результате стихийных бедствий, нестабильности интернета. Но на данный момент этот способ наиболее эффективен, он обеспечивает двусторонний канал связи между учителями и учениками.

Старшеклассников нужно учить технологическому предпринимательству

Совместные решения и совместный контроль приводят к результату

Даже самые выдающиеся идеи очень сложно реализовать, поэтому Комиссия разработала инициативу «Страна-пионер». В рамках этой инициативы более 20 стран Азии и Африки поставили перед собой задачу преобразования системы образования для повышения ее результативности. Комиссия провела обучение лидеров стран методолгии, в основе которой объединение усилий все членов общества: учителей, членов профсоюзов и родительских комитетов, общественных организаций и чиновников, которые совместно принимают решения по развитию образования в стране. На втором этапе осуществляется строгий контроль за исполнением принятых решений, который носит систематический характер и включает в себя постоянные проверки на местах.

Неделя за неделей вы проверяете, было ли сделано то, что планировалось, и время от времени даже отправляете человека в дальний район или школу с проверкой на месте, а не просто надеетесь, что всё идёт по плану. Для многих это обычный здравый смысл, но это не обычная практика, и именно поэтому многие реформы проваливаются.

Реализация подобного пилотного проекта в Танзании за два года привела к увеличению на 50% числа студентов, сдавших экзамены по окончании средней школы. 

Кто за все заплатит

Для реализации программы «Учащееся поколение» необходимо немалое финансирование.  Комиссия настаивает на том, что сами государства должны осуществлять основной вклад в развитие образования на своей территории. Однако, при отсутствии необходимых средств взять международный кредит на образование сложно, поскольку это долгосрочное вложение и затруднительно представить предполагаемый наглядный результат.

Если вам нужен кредит для строительства моста или дороги, всё довольно просто и ясно, но не для образования. Легче нарисовать сияющую картинку моста и показывать её всем, чем изобразить образованного человека.

Комиссия нашла хорошее решение для стран, которые недостаточно бедны для получения гранта или беспроцентного кредита, но недостаточно богаты для кредита под проценты. Финансовая организация комиссии привлекает деньги доноров, субсидирует или полностью выплачивает проценты по кредитам. В результате такой помощи страны больше не теряют времени и их граждане могут быстрее обрести грамотность. Указанная инициатива была хорошо воспринята на саммите Большой двадцатки в Германии, закрепив проблемы глобального образования в международной повестке организации.

Дальновидный вкладывает в образование

Образование важнее строительства новых дорог и водопроводов

Новое поколение Туниса – результат смелого лидерского решения. С обретением Тунисом независимости в 1956 году первый президент Хабиб Бургиба принял поистине революционное по содержаниям и последствиям решение – 20% общего бюджета страны направить на развитие образования. Это позволило получить бесплатное качественное образование каждому ребенку, проживающему в Тунисе. Не у всех это нашло понимание – некоторые люди считали, к примеру, что деньги нужно вкладывать в строительство дорог или водопроводов. 

Я готова поспорить, что самая важная наша инфраструктура — это умы, образованные умы.

В 2015 году Тунису была вручена Нобелевская премия мира, как единственной демократии, возникшей в результате Арабской весны. Все перемены происходят на личном уровне, и именно смелое решение руководства Туниса вложить 20% своего бюджета в развитие образования привело к тому, что новое образованное поколение завершило переходную фазу к демократии и способствовало дальнейшим успешным преобразованиям.

Образование — это борьба за гражданские права, борьба нашего поколения за права человека. Качественное образование для всех — это борьба за свободу, в которой мы должны победить.


Полную видеоверсию выступления Амел Карбул вы можете посмотреть здесь:

Рекомендуем