Нажмите ENTER, чтобы посмотреть результаты поиска, или нажмите ESC для отмены.

«Изобретай или умри» — диктуют условия Севера

Якутия — уникальный регион. Огромная территория, суровый климат и высокоразвитый добывающий сектор делают ее похожей на Россию в миниатюре. Значит, здесь должно быть и свое «Сколково», которое позволит объединять усилия талантов региона. Насколько успешна эта работа, мы поговорили с директором самого северного технопарка России – ГАУ «Технопарк Якутия» Анатолием Семеновым

Как появился технопарк “Якутия”?

В 2011 году республика озадачилась созданием институтов развития и поддержки инноваций. Официально «Технопарк Якутия» появился 28 декабря 2011 года Указом Президента Республики Саха (Якутия). Нас создали параллельно с Венчурной компанией «Якутия». По факту мы, конечно, открылись в конце 2012 года.

Первые месяцы не могли найти директора технопарка. После моего участия в деловой игре «Министр» в мае 2012 года мне предложили возглавить проект.

В самом начале было очень сложно. Создавали технопарк практически с нуля, не было ничего: ни программы, ни концепции, ни помещений.

При создании технопарка Вы ориентировались на опыт «Сколково»?

Технопарков в Якутии не было, поэтому нам нужно было опираться на чей-то опыт. Я обратился в «Сколково», которые уже начали работу. Съездил к ним в командировку, встретился с членом наблюдательного совета Максимом Юрьевичем Киселевым, тогда он был техническим директором. Я благодарен «Сколково» за то, что они любезно согласились нам помочь, сделали некое сопровождение в части организации процесса, консультаций по организационной структуре, направлениям и подходам работы. Когда к нам приехал Максим Юрьевич, он участвовал даже в выборе помещений для технопарка.

Технопарк «Якутия». Фото пресс-службы технопарка

Однако, в части концепции мы, конечно, сделали свое. Например, у «Сколково» есть «Космический кластер», а у нас такого нет — мы выбирали то, что актуально именно для Якутии. У нас есть транспортное направление, энергоэффективность, биотехнологии, новые материалы, медицина, IT-направления.

Со временем наши различия стали еще больше. «Сколково» — это огромный федеральный институт развития, который ищет в регионах уже готовые, лучшие проекты. Мы же работаем на уровне идей, берем людей, буквально взращиваем их, и, возможно, потом передаем «Сколково».

В чем особенность Технопарка «Якутия»?

Мы — чисто региональный технопарк. У нас изначально было два направления работы. Во-первых, выходить со своими разработками из Якутии и масштабировать проекты на мир, Россию. Во-вторых, внутренняя задача: улучшать качество жизни, искать готовые решения, модели, заниматься трансфером технологий внутри Якутии. Как, например, с котлами длительного горения — это не наше изобретение, но оно решило большую проблему с отоплением в селах.

Котел длительного горения. Фото: технопарк «Якутия»

 

 

Особенность также в том, что наш «минус» мы хотим превратить в «плюс». Так, в дорожной карте мы изначально прописали создание «криокластера», который работает с энергией холода — это проекты, связанные с криотехнологиями. У нас их уже несколько, и к двадцатому году это станет большим кластером. Мы специализируемся на морозоустойчивых технологиях: если техника, то техника Севера, если одежда, то одежда Севера, и технологии в части переработки, хранения или использования энергии холода. И даже Дата-центр, который мы сейчас продвигаем, тоже основан на технологии фрикулинг-охлаждения.

Природные условия значительно влияют на инновационную активность в Якутии?

Когда к нам приезжал Евгений Касперский, разработчик антивирусной программы, он сказал: «Чем вам заниматься долгими зимними вечерами? Конечно, программированием!». Молодые ребята в Якутии очень много времени проводят в помещении — вот так природные условия влияют на нашу активность.

IT-хакатон. Фото: технопарк «Якутия»

 

«Innovate or die» («Изобретай или умри») – юмористический слоган, который висит у меня на двери кабинета. Из-за суровых климатических условий и резкоконтинентального климата нам приходится постоянно что-то изобретать, адаптировать, что уже отпечаталось на уровне генов местного населения. Вот почему у нас много изобретателей, рационализаторов.

Для наших климатических условий по сути никто не производит продукцию. Даже в машинах-иномарках дорабатывается практически все: стойки, печки, жидкости, делаются двойные стекла и т.д. Это говорит о том, что сами условия проживания – это уже испытательный полигон, это вызов для людей.

Какие проекты уже были реализованы? Есть ли спрос со стороны частных инвесторов?

28 проектов уже вышли из технопарка, за это время они стали конкурентноспособными. Есть компания «Бигэ», которая создавалась «от идеи до завода» — теперь у них свое производство, большие объемы. Это компании «Саха-Липснеле», «Теплый край» и другие. Мы гордимся тем, что начинаем именно с идеи, патента, помогаем упаковать проект, собрать команду, привлечь инвестиции, сделать прототип, выйти на серийное производство, сделать бизнес.

Фасад дома украшен с помощью продукции компании «Бигэ» – резидента технопарка. Фото: сайт компании

Практически в каждом проекте есть частные инвестиции, нет ни одного проекта, который не вкладывал бы ничего. И даже появились инвесторы, которые вкладывают средства в наши проекты из-за пределов республики.

Какие сегменты новых технологий наиболее востребованы в регионе в коммерческом плане?

Востребованы проекты, связанные с энергосбережением, энергоэффективностью, все, что производит тепло и энергию. Плюс очень востребована техника Севера. Сегодня это вездеходная техника, а в дальнейшем — беспилотные летательные аппараты, аэростаты. Есть проекты по новым материалам и биотехнологиям. Также в республике идет бурное развитие IT, есть успешные стартапы, которые вышли на международный уровень.

Компания Mytona – пример успешного IT-стартапа

Чего на данный момент не хватает парку?

В первую очередь, парку не хватает помещений, инфраструктуры. Когда мы открывались, нам говорили: «Две тысячи квадратов, вы не заполните!» Сегодня у нас 11 тысяч, мы переполнены, стоит очередь. Не хватает ещё около 20 тысяч квадратных метров — ставим вопрос расширения технопарка. Остальное все есть: компетенции по привлечению инвестиций, по продвижению, по акселерации проектов.

Молодое поколение заинтересовано в развитии технологий?

Да, самые активные у нас – это молодые резиденты, хотя есть и зрелые люди. Если говорить об IT-бизнесе — это только молодые люди. У нас в Якутии идет IT бум, каждый второй, третий школьник мечтает создать IT компанию!

 Якутск дал старт "Open Innovations Startup Tour 2017", который охватил 14 городов России и стран Содружества

Развивается ли среди якутской молодежи культура предпринимательства?

Безусловно. Если говорить о городе Якутске, то у нас на 300 тысяч жителей зарегистрировано 48 тысяч предпринимателей, а сколько еще незарегистрированных? В Якутии высокоактивное в предпринимательской сфере население.

Какой Вы видите Россию, и Якутию в частности, в 2035 году?

Я как раз входил в команду разработчиков «Стратегии-2030, 2050». Центр видит нас больше как сырьевой субъект: добыча, горнорудные компании, что, безусловно, будет развиваться. Но при этом мы хотим отойти от «сырьевой модели», перейти на модель высокотехнологичного производства, на глубокую переработку, на создание новых технологий добавленной стоимости и новых продуктов именно сейчас, потому что потом будет поздно. Когда-нибудь нефть и газ закончатся, и мы можем остаться у разбитого корыта. Я вижу, что в 2035 году доля валого регионального продукта IT-компаний дойдет до 15%. Конечно, с “Алросой” и “Сургутнефтегазом” тягаться сложно, но тем не менее!

Нужно, чтобы доля высокотехнологичной продукции в республике к 2050 году дошла до 50%. Есть еще и социально-экономический аспект развития: уровень жизни, зарплата, доходы населения должны расти. Крайние условия Севера должны улучшать жизнь людей, снижать себестоимость содержания зданий, стимулировать использование прочных и энергоэффективных материалов. Должно появиться доступное комфортное жилье, удобные быстрые средства передвижения, практичная одежда, — чтобы легче, лучше и дешевле становилось жить.

Якутию я вижу как «мост» для всей страны. Нашу продукцию и технологии мы должны продвигать на быстрорастущий рынок Юго-Восточной Азии. Технопарк «Якутия» вошел с состав технопарков Юго-Восточной Азии, куда входит 280 технопарков, и только два технопарка из России — это мы и «Сколково». Сейчас мы плотно работаем с Южной Кореей и Китаем, выходим на рынки Сингапура, поэтому в 2035 году будем использовать их как хорошие рынки сбыта. И, в том числе, для трансфера технологии. Яркий пример успешного сотрудничества с Японией — это построенная у нас гидропонная теплица.

Гидропонная теплица в с. Сырдах построена с использованием японской технологии круглогодичного выращивания овощей

Какую роль в этом будущем играют стартапы и новые технологии?

Будут играть самую непосредственную роль, например, выручка компании «Бигэ» выросла за четыре года от нуля до пятидесяти миллионов рублей. К тому времени это будет миллиардная компания, ее доходы и рабочие места будут другими. Это будет уже не уровень стартапа, а уровень крупных компаний. Компания «Майтона» на данное время имеет миллиардную выручку, а тогда это будет, я надеюсь, мировой гигант. Сегодня это стартапы, а к 2035 году — бюджето- и градообразующие компании.

Победители международного конкурса стартапов Open Innovations Startup Tour-2017 в Якутии.

Александра Томская, первое место в индустриальном треке.

Проект: «Получение органического светодиода на основе квантовых точек оксида графена».

Мы занимаемся разработкой нового органического материала на основе углеродных квантовых точек, который можно будет использовать в органических светодиодах. Светодиодные лампы отличаются от электрических тем, что в них происходит не процесс горения, а процесс генерации света за счет электрических процессов — это новое поколение источников освещения. В органических светодиодах вместо полупроводников (кремний, графен) используются продукты биологического происхождения: нефть, каучук, бумага. В электронике, которая производится на органике, процесс переноса электричества устроен гораздо сложнее, но и возможностей больше: органика дешевле и экологичнее, чем полупроводники.

Сейчас мы находимся на этапе синтеза нового материала. Это ключевой момент, потому что именно он делает возможным снижение стоимости изготовления люминофоров для органических светодиодов. Люминофор – это вещество, способное преобразовывать поглощаемую энергию в световое излучение. Такие крупные компании, как Samsung, Apple и LG, достаточно давно применяют органические светодиоды в смартфонах, телевизорах. Но сейчас они стоят дорого, потому что технология не отработана до конца. Я хочу создать такой гибрид, который бы сохранял функции оксида графена (возможность светиться и менять цвет излучения при изменении напряжения) и при этом функции органических люминофоров. Для этой технологии существуют и другие потенциальные способы применения: например, можно детектировать алмазы с помощью методов люминесцентной спектроскопии.

Участие в конкурсе в первую очередь принесло мне объективную критику от экспертов из «Сколково». Радует также возможность получения финансирования от частных инвесторов. Лекции, консультации, конструктивная оценка и советы дают огромный опыт и рост.

Поддержка развития микро- и наноэлектроники — очень перспективное направление во всем мире, и я рада, что у Якутии есть все шансы развить эту отрасль. Россию в 2035 году я вижу современным государством с развитой инфраструктурой, причем не только в центральных городах, но и в дальних регионах.

 

Трифон Шейкин, первое место в информационном треке.

Проект: «Система контроля и управления доступом на базе мобильных телекоммуникационных устройств».

Основная идея нашего продукта — возможность открывать двери мобильным телефоном. Внедрение нашего устройства в инфраструктуру системы безопасности дешевле и проще, чем у конкурентов, за счет оптимального использования возможностей смартфона. Передача ключей становится такой же простой процедурой, как передача сообщений в чате.

Все началось с того, что мы хотели открывать двери в своем офисе мобильными телефонами, но решения, которые нам удалось найти, были либо слишком дорогими, либо не подходили из-за несовместимости с существующей системой доступа. В результате мы приняли решение разработать собственное приложение, которое будет взаимодействовать с контроллером системы безопасности. Мы сами активно пользуемся своей разработкой и теперь хотим поделиться своими результатами с окружающими.

Благодаря участию в конкурсе, нам удалось получить ценные рекомендации по развитию проекта от специалистов в области технологического бизнеса. Публичные выступления позволяют представить продукт широкому кругу потенциальных клиентов, а проекты, представленные на конкурсе, были очень разнообразными.

Главное конкурентное преимущество Якутии, на мой взгляд, — это наличие экологически чистых продуктов и зима, которая длится 6 месяцев. Мясо и рыбу можно есть практически сырыми в виде строганины. Такие деликатесы мало где встретишь. А длинные зимние вечера способствуют интеллектуальной деятельности. Например, можно писать программы или собирать приборы и не тратить время на прогулки. Все равно на улице туман, темно и минус 50.

Я считаю, что в сознании молодежи нужно развивать идею самостоятельности и ответственности за собственное благосостояние. Безусловно, путь «школа — институт — работа» надежен и не даст человеку умереть с голоду, но сверхприбыль такой подход приносит редко. Бизнес-уроки в реальных «боевых» условиях под руководством опытного предпринимателя позволят сформировать правильный набор навыков у подрастающего поколения, а это повысит вероятность появления выдающихся предпринимателей в Якутии и в России. Ведь многие успешные технологические предприниматели начинали свой путь в бизнесе еще в подростковом возрасте, будь-то Марк Цукерберг, Билл Гейтс или Илон Маск.

Иллюстрация к материалу — постер компьютерной игры Бенуа Сокаля «Siberia»

Анатолий Аскалонович Семенов

Генеральный директор ГАУ «Технопарк «Якутия», депутат Якутской городской Думы

Родился в 1977 году в Якутске.

Образование: Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, Финансово-экономический институт по специальности «Менеджмент организации», Международная Школа Бизнеса SolBridge (Южная Корея), Институт Управления при Президенте Якутии.

Ранее трудился в Якутском государственном университете им. М.К. Аммосова, Министерстве по молодежной политике Республики Саха (Якутия), муниципальных органах власти Якутска, Якутском исполкоме «Единой России». С 2012 – генеральный директор ГАУ «Технопарк «Якутия».

Рекомендуем