АТЭС — сотрудничество вне политики
Текущая макроэкономическая обстановка располагает к развитию экспортных отраслей российской экономики. Мы уже обсуждали с одним из наших экспертов — академиком Андреем Спартаком перспективы рынков Азиатско-Тихоокеанского региона для нашей страны. Россия уже почти 20 лет является членом АТЭС — международной организации, которая объединяет ведущие страны АТР. Используется ли этот инструмент для продвижения российского экспорта и каковы перспективы этого сотрудничества — в интервью с Татьяной Флегонтовой, директором Российского центра исследований АТЭС.
Что представляет из себя Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество и какова его роль в мировой экономической системе?
Форум АТЭС был создан в 1989 году по инициативе австралийского премьер-министра Хоука. Россия вступила в АТЭС в 1998 году и в 2012 году было её первое и пока единственное председательство. Сегодня АТЭС играет достаточно серьёзную роль в мировой экономической системе. По итогам прошлого года 64% мирового ВВП приходилось на совместный ВВП экономик АТЭС, а доля экономик АТЭС в мировом товарообороте составила 48%.

В чем состоят ключевые особенности АТЭС по сравнению с другими международными организациями?
Во-первых, это организация клубного типа. Решения, принимаемые в АТЭС, не имеют обязательного характера, но тем не менее, важно отметить, они принимаются методом консенсуса. Высокая вероятность выполнения договоренностей экономик связана с ежегодно формируемой отчетностью о достижениях экономик АТЭС и имиджевой составляющей. Результаты работы стран на техническом уровне обсуждаются в рамках саммитов в конце года.

Во-вторых, АТЭС — это одна из немногих площадок, где происходит открытый диалог между развитыми и развивающимися странами. Можно выделить несколько ключевых групп экономик или блоков, которые участвуют в деятельности АТЭС. Это англосаксонский блок (Австралия, США, Новая Зеландия, Канада) плюс Япония, ведущие азиатские игроки – Япония, Китай, Россия и Корея. Можно также выделить группу азиатских тигров – помимо Кореи сюда входят Гонконг, Тайвань и Сингапур, государства-члены АСЕАН и южноамериканские экономики – Мексика, Перу и Чили. Особняком стоит Папуа — Новая Гвинея, но её деятельность в АТЭС в последние годы активизируется. В следующем году все мероприятия будут проходить под эгидой Папуа — Новая Гвинея и на территории этой страны.

Зачастую про АТЭС говорят только в ключе проведения саммитов. Проводятся ли какие-то другие мероприятия на площадке АТЭС?
АТЭС – это структура, которая функционирует в течение всего года, когда происходят три ключевых кластера встреч рабочих групп, которые заканчиваются встречами старших должностных лиц. Проводится ряд других встреч различного уровня. Они более технического характера, но именно там происходит основной объём работы экономик АТЭС. Помимо этого, активную работу ведет деловой консультационный совет и проводятся ежегодные встречи представителей бизнеса экономик АТЭС.
Почему сотрудничество интересно для национальных экономик?
Площадка АТЭС может быть интересна с точки зрения продвижения интересов национальных компаний в регионе. Во-первых, в рамках АТЭС, проводится большое количество семинаров и диалогов, исследований и опросов как представителей властных структур экономик, так и представителей бизнеса. Формируются базы данных, информационные ресурсы, которые позволяют с большей легкостью получить информацию о регулировании экономик АТЭС, о том, каким образом функционирует бизнес в экономиках АТЭС, как встраиваться в международную торговлю, международное экономическое сотрудничество бизнесу из экономик АТЭС.
Во-вторых, АТЭС зачастую является площадкой для апробирования тех или иных решений, и в случае успеха рекомендательные решения АТЭС в дальнейшем переносятся на другие площадки, например, на площадку ВТО, и там уже принимают обязательный характер. Можно отметить достаточно серьезный уровень взаимодействия форума АТЭС с Большой двадцаткой, ОЭСР, рядом других форумов и организаций.
В-третьих, одни из наиболее обсуждаемых региональных интеграционных инициатив были сформированы именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе или с участием экономик АТЭС. Это и Транстихоокеанское партнерство, и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, и Тихоокеанский альянс. Несмотря на то, что в последние полгода наблюдается некоторое замедление этих процессов, тем не менее Азиатско-Тихоокеанский регион остается ключевым в плане развития региональной торгово-экономической интеграции. Поэтому, формируя и развивая наши инициативы, в том числе, ЕАЭС, проект Большой Евразии, проект по сопряжению ЕАЭС с китайской инициативой Шелкового пути, нужно учитывать происходящие интеграционные процессы в АТР и включаться в них.

Что может получить бизнес от участия в АТЭС?
Первое – это, наверное, наиболее простой вариант – это поиск партнёров и обмен опытом. АТЭС активно работает по направлению развития малых и средних предприятий, в т.ч., проводится масса форумов и различного рода выставок и ярмарок. Здесь можно и себя показать, и на людей посмотреть. Например, проводить кампании по обмену лучшими практиками с представителями бизнеса аналогичных индустрий.
Второе – это снижение издержек при выходе на внешние рынки. Хотя рекомендации АТЭС не носят обязательный характер, тем не менее, долгосрочные работы приводят к гармонизации ряда стандартов, к сокращению тарифных и нетарифных ограничений. И если у бизнеса есть долгосрочные цели по выходу и по закреплению собственных интересов на том или ином рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, то ему стоит участвовать в работе АТЭС.
Третье – это продвижение собственных наработок. На площадках АТЭС обсуждаются вопросы торговли отдельными товарами, вопросы технологического сотрудничества, формирования общих новых или гармонизации существующих стандартов. Последнее особенно важно для инновационных, высокотехнологичных товаров, в том числе цифровых товаров, для многих из которых ещё не сформированы общепризнанные технические стандарты.

Насколько активно Россия участвует в АТЭС?
Основной пик активности России в АТЭС пришелся на 2012 год, когда Россия в нем председательствовала. Приоритеты года и ключевые инициативы были сформированы именно благодаря российским предложениям.
О каких приоритетах и инициативах идет речь?
Первый приоритет – это либерализация торговли. В частности, был сформирован перечень экологических товаров, по которым к концу прошлого года экономики договорились, и уже, кстати говоря, снизили тарифные ограничения до уровня 5% и ниже. Другим приоритетом было формирование надежных цепочек поставок. В рамках этой инициативы большое внимание уделялось проблематике развития Дальнего Востока. В рамках следующего приоритета значительное внимание уделялось вопросам содействия продовольственной безопасности. И, наконец, – это инновационный рост, инновационное развитие.
Эти инициативы сегодня развиваются?
Как это ни печально, но заинтересованность России в работе в АТЭС сегодня стала гораздо меньше. Тем не менее, на сегодняшний день работа по всем начатым трекам продолжаются – инициативы, которые Россия выдвигает сегодня, зачастую берут начало именно из председательства 2012 года.
Из актуальных инициатив 2016-2017 годов, прежде всего, – это, конечно, работа по регионально-экономической интеграции. Основное достижение заключается в признании интересов ЕАЭС, как одного из ключевых блоков, опыт которого необходимо учитывать в дальнейшем развитии интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ЕАЭС развивается, определенные достижения уже имеются, и Россия может поделиться своим положительным опытом и с экономиками АТЭС. И хотя сегодня ведется работа на двустороннем треке (с Китаем, Кореей, Сингапуром, подписано и вступило в силу соглашение с Вьетнамом), комплексная работа со всеми экономиками одновременно имеет важное значение.
Второй блок вопросов – это развитие человеческого капитала. Здесь хотелось бы отметить работу, которая ведется в области сотрудничества по высшему образованию. Например, ежегодно во Владивостоке проходит конференция по высшему образованию. В этом году она будет посвящена вопросу признания дипломов и квалификаций в регионе АТЭС. Также ведется работа по направлению обеспечения культуры профилактики в охране труда. На площадке ВНОТ (Всероссийская неделя охраны труда) в этом году была проведена пробная конференция АТЭС по данной тематике и в следующем году планируется проведение мероприятия высокого уровня, то есть на уровне министров и замминистров. Большое значение имеет работа АТЭС по поддержке инновационных конкурентоспособных МСП и стимулированию включения их в международную торговлю. Основным из направлений работы является формирование информационной базы данных (APEC MarketPlace), которая дает полную информацию малым и средним предприятиям, необходимую для выхода на рынки экономик АТЭС. Россия активно в этом участвует, предлагает свои направления и свои разработки.
Третий блок вопросов, которые активно продвигаются Россией в АТЭС – это проведение структурных реформ и обеспечение инновационного роста. В этом году Россией было выдвинуто несколько инициатив и проектов, которые были успешно приняты и поддержаны экономиками АТЭС.

Какие это инициативы?
Во-первых, – инициативы по развитию инновационных кластеров и технологических рынков будущего. Они развиваются совместно с НИУ-ВШЭ, планируется подключение АСИ и РВК. Также мы активно привлекаем бизнес к этим направлениям.
Во-вторых, – комплексная инициатива развития удалённых регионов экономик АТЭС. Это связано с задачей по продвижению интересов российского Дальнего Востока, тем не менее, инициатива была поддержана и Китаем, и Индонезией, и рядом других стран, у которых есть свои интересные наработки по развитию удалённых регионов. Уже в августе этого года будет проведена соответствующая конференция уровня старших должностных лиц по данной проблематике. По результатам данной работы планируется сформировать комплексный стратегический план АТЭС по этому вопросу.
В-третьих, – это сотрудничество в области государственных закупок. Здесь речь не о либерализации рынков, потому что вопрос этот достаточно чувствительный не только для России, но и для многих экономик АТЭС. Здесь речь идёт о повышении конкурентноспособности рынка государственных закупок, и России есть чем поделиться. Можно говорить об участии малых и средних предприятий, электронных закупках, обеспечении транспарентности системы государственных закупок, о борьбе с коррупцией.
В последнее время происходят большие изменения в мировой экономике и торговле, в том числе связанные с развитием новых технологий. Они как-то отражаются на дискуссиях в АТЭС? Появляются ли какие-то новые вопросы, которые до этого не обсуждались?
Да, конечно, дискуссии меняются. Если раньше ключевым вопросом была региональная экономическая интеграция, традиционное снижение тарифных барьеров, то сейчас ключевыми вопросами являются, во-первых, инновационное развитие, и здесь Россия, как я уже говорила, продвигает ряд интересных инициатив и проектов. Во-вторых, – это развитие цифровой экономики, что тоже для России принципиально важно. В этом году планируется формирование общей дорожной карты АТЭС по развитию цифровой экономики.
Можете рассказать подробнее об идеях, которые закладываются в такую карту?
Для начала речь идет о развитии физической инфраструктуры, то есть обеспечении всеобщего доступа в интернет. Здесь мы говорим не только о наличии широкополосного интернета по всей территории экономик АТЭС, но и о его доступности.
Второй блок вопросов – это обеспечение создания регуляторной базы, которая должна быть сформирована для развития цифровой экономики. На сегодняшний день ни в одной из экономик АТЭС комплексного законодательства в этой области нет. Есть отдельные законы, которые касаются персональных данных, цифровой подписи, электронного документооборота, других вопросов.
Третий блок вопросов касается обеспечения безопасности системы Интернет и цифровой экономики в целом. Это одно из ключевых направлений, потому что «большие данные» являются стимулом роста, некой валютой современной экономики, при этом необходимо обеспечивать должную защиту этих данных на разных уровнях. Роль государства в этом случае имеет принципиальное значение.
Четвертый блок – это формирование инклюзивной цифровой экономики. Здесь снова встаёт вопрос и удалённых регионов, и малых и средних предприятий, и обеспечения доступа к цифровым технологиям лиц с ограниченными возможностями.
Также важно отметить необходимость поддержания развития соответствующих технологий.
Отдельный вопрос – это формирование инструментария статистической оценки цифровой экономики.
А что с электронной торговлей?
Электронная коммерция является отдельным направлением работы АТЭС. В этом году председательствует в АТЭС Вьетнам, и по его инициативе разрабатывается рамочное соглашение по развитию электронной коммерции в экономиках АТЭС.

Если мы рассматриваем стратегию участия России на ближайшие 15-20 лет, то на что надо обратить внимание?
Залог успеха работы в АТЭС – это планомерная работа, а не точечные проекты и инициативы. Это не только внимание к участию в саммитах, но и полноценное участие на техническом уровне в течение всего года.
Безусловно, в 2012 году были сформированы интересные инициативы, достигнуты позитивные результаты, но нельзя на этом останавливаться, нужно продолжать. Необходима преемственность.
Российская внешнеэкономическая стратегия должна иметь комплексный характер. На сегодняшний день повестка многих международных организаций (и АТЭС, и ВТО, и Большой двадцатки, и ОЭСР, и ряда других организаций) пересекается. Тем не менее, с российской стороны продвигаются совершенно отдельные, разнонаправленные проекты. Этого не должно быть. Необходимо обеспечивать координацию действий на этих международных площадках. Так, например, те проекты, которые эффективно были реализованы на площадке БРИКС или АСЕАН, могут иметь потенциал реализации на площадке АТЭС.
В деятельности АТЭС должно участвовать не только государство, но и бизнес. Иностранный бизнес активно использует существующие возможности. Многие проекты и инициативы, которые выдвигают другие экономики АТЭС, очевидно исходят из интересов конкретных представителей той или иной бизнес структуры. Для российских компаний тоже есть определённые перспективы для участия в работе в форумах АТЭС. К сожалению, на сегодняшний день существуют определенные сложности к привлечению бизнеса в работу АТЭС.
В чем причина такой сложности?
Зачастую бизнес стремится к получению краткосрочных прибылей и выгод. Конечно, работа в АТЭС – это не рост прибыли на следующий год, но если бизнес имеет долгосрочную стратегию, то работа на такого рода международных площадках имеет принципиальное значение для достижения долгосрочных целей российских компаний.
Ситуацию с вовлечением бизнеса можно улучшить?
Мы (РЦИ АТЭС) совместно с Минэкономразвития сейчас проводим активную информационную работу, рассказываем о том, что такое АТЭС и какие выгоды может принести участие в проектах данного форума. Надеемся, что в будущем это принесёт определенные плоды.
В последние годы, на экономику всё большее влияние оказывают политические процессы. Как это влияет на работу России в АТЭС?
Естественно, что после избрания Д. Трампа в США риторика на площадке АТЭС несколько поменялась. Тем не менее, – это одна из немногих площадок для многосторонней дискуссии вне политики. Ключевой лозунг форума – мы обсуждаем только экономическое сотрудничество и к политическим вопросам, в т.ч., связанным с санкционным давлением, которое имеет место сейчас, мы не обращаемся. Поэтому АТЭС – это одна из немногих площадок, где Россия на сегодняшний день имеет возможность сотрудничать на равноправных условиях.
Способствует ли деятельность России в АТЭС реализации «разворота на Восток»?
Конечно, Азиатско-Тихоокеанский регион – это как раз про это. Крупнейшие наши партнеры, с которыми Россия обсуждает те или иные интеграционные инициативы, – это члены АТЭС. Здесь и многие государства-члены АСЕАН, здесь и Китай, и Корея, и Япония, и ряд других приоритетных для нас стран. Регион АТЭС обладает высоким потенциалом экономического роста и является источником роста для мировой экономики, связанные с этим возможности России нельзя упускать. Понимая, что «разворот на Восток» — главный вектор движения российской экономики, мы должны обратить пристальное внимание на процессы, происходящие в АТЭС, как одной из ключевых региональных площадок, и принять самое активное участие в выработке формирующихся там правил осуществления международного экономического сотрудничества. Разворот на Восток невозможен без полноценного участия в АТЭС.
Татьяна Флегонтова
Директор Российского центра Исследований АТЭС.
Старший научный сотрудник Института международной экономики и финансов ВАВТ. Член Экспертного Совета БРИКС и рабочей группы по формированию цифрового пространства ЕАЭС.
В 2012 г. окончила Национальный Университет – Высшую Школу Экономики по специальности «Регулирование внешнеэкономической деятельности». Аспирант Всероссийской академии внешней торговли. В 2012 г. стипендиат Института Конфуция, изучение китайского языка в Университете Чунцина, Китай. В 2013 г. — курсы по вопросам международной торговли и права в Институте международной торговли, Швейцария и Университете Барселоны, Испания.
Включена в исследовательскую работу РЦИА и осуществляет аналитическую поддержку участия России в деятельности форума АТЭС. Курирует работу Комитета по торговле и инвестициям.