Боимся большого, хотим сохранить малое
Две недели назад мы предложили нашим читателям ответить на вопросы футуролога Марка Гудмана об информационной безопасности. Марк Гудман – автор популярной книги «Преступления будущего», в которой он описал опасности виртуального мира
Виртуальная преступность уже сейчас становится все влиятельнее и сильнее, она все меньше поддается контролю, уверен Гудман. Один из основных источников виртуальных рисков — бездумное размещение личных данных в интернете. Чем больше данных люди хранят в мировой сети, тем больше шансов, что ими воспользуется организованная преступность. Сегодня мы публикуем данные нашего опроса, которые дополняют материалы круглого стола, который прошел в ЦСР с участием правоохранителей.
Что мы об этом думаем?
Угроза есть, и она тревожит
По итогам проведенного опроса были построены четыре лепестковых диаграммы. Как можно видеть из первой, большинство наших респондентов согласны с тем, что цифровые опасности существуют. Правда, не все они, по мнению респондентов, одинаково страшны.
Наибольшую поддержку получили общие тезисы о том, что интернет – это мир без границ, чем ловко пользуются преступники, достигшие такого уровня профессионализма, что способны проникнуть в любую сеть. А также мысли о том, что человек несет ответственность за риски, связанные с размещением своих данных в интернете.
Попытаться сохранить имеющееся
Если с общими тезисами об опасности интернета никто из опрошенных даже не спорит, то, как только в вопросах появляется личная составляющая, возникает и «протест».
Так, с ответственностью людей за свои данные в интернете не согласились 5% респондентов, с тем, что антивирусы перестали работать, – 13%, а с опасностью социальных сетей не согласны уже 18%.
Значительная часть опрошенных отрицает существование экстремальной угрозы, не соглашаясь с тем, что преступность становится неподконтрольной.
Мы многого не знаем
Многие респонденты затрудняются оценить угрозы виртуального мира. Особенно велик это показатель в вопросе оценки эффективности работы антивирусов – 39%. Высок уровень неуверенности респондентов и в опасности социальных сетей – 23%.
Постановка задачи
По итогам нашего небольшого опроса вырисовывается следующая картина. Респонденты понимают, что цифровые угрозы существуют и надо быть аккуратнее, размещая свои данные в виртуальном пространстве. Но, поддерживая эти тезисы в целом, они склонны менее категорично относиться к тому, что касается их лично.
Кроме того, в ряде случаев наблюдается высокий процент тех, кто затрудняется ответить. В первую очередь, это касается вопросов качества защиты их данных. Многие респонденты не знают, что происходит, и не готовы оценить риски своей активности в виртуальном мире.
Как, с учетом этих обстоятельств, обеспечить безопасность людей в интернет-пространстве?
Три ответа на выбор
На нашем сайте представлено, как минимум, три варианта ответа на этот вопрос.
- Алексей Солдатов – доктор наук, бизнесмен, один из основоположников рунета, считает, что не надо пытаться что-то регулировать. Надо создавать хороший контент, проводить образовательные программы, рассказывающие о цифровом мире, принимать решения сообща, и готовить собственный качественный софт.
«Самый простой способ чем-нибудь управлять — это постоянно придумывать новые запреты. Это гораздо легче, чем предлагать реальные решения. Да, в интернете есть плохие вещи. Как сказал один мой знакомый, его под себя сделали интеллигентные ученые, а потом пришли остальные и всё загадили. Понятно, что когда в поле растет сорняк — это плохо. А что вы сделали, чтобы там выросло что-нибудь, кроме сорняка? Я пытался протянуть эту мысль во власть: нужно не только корчевать, но и сеять. Все за, но никто не пошевелился, только сейчас начинают делать какой-то интересный контент.
Я лично «раздраконил» несколько законов об Интернете и горжусь этим. Я считаю, что закон о технологии — бессмысленная вещь. Закон должен регулировать отношения между физическими лицами, юридическими лицами, государством. Но как можно написать закон, скажем, об электричестве? То есть можно, конечно, но это будет уже закон о технике безопасности. Понятно, что и лопатой можно убить, и что теперь — закон о лопате делать? Но это беда всего мира, не только России.
- Герман Клименко, советник Президента по развитию интернета, считает, что границы в интернете скоро появятся, и каждое государство будет само отвечать за безопасность своих граждан. В России он предлагает применять мягкий европейский вариант деанонимизации интернета.
«На заре борьбы за информационную безопасность никто не предполагал, до каких масштабов вырастет эта проблема. У нас сейчас после истории с «Синим китом» полстраны бьётся в истерике: «Уничтожьте Вконтакте! Закройте рассадник зла!» Американцы точно так же боятся демонических русских хакеров и требуют от государства защитных мер. Всем неожиданно стало очевидно, как нехорошо, когда у потенциального противника есть беспрепятственный доступ на твою территорию. И он действительно есть: к нашим душам можно добраться, не пересекая границ.
Поэтому границы в Интернете появятся. Уровень их строгости будет определяться национальными законодательствами и национальными приоритетами. Европейское общество, к которому, я надеюсь, мы все-таки принадлежим, умеет цивилизованно работать с контентом. Поэтому, мне кажется, что разграничение пройдет по деанонимизации. А деанонимизация по сути — это готовность к сотрудничеству. Всех, кто отказывается сотрудничать, будем выгонять из российского интернета и ограничивать в правах».
- Александр Коротич – ведущий дизайнер Первого канала, автор многих художественных проектов, полагает, что не надо ничего насильственно регулировать, в сети сами собой сформируются негласные правила безопасного поведения.
«Мне кажется, что уже можно смело говорить о феномене сетевого сознания. Это принципиально новый тип социальности, когда одиночное высказывание может вызвать волну в миллионы откликов. Словесные баталии, развернувшиеся в сетях по поводу идеологических или политических разногласий, троллинг и другие формы провокаций создают впечатление агрессивного хаоса. Но это не так. Просто человечество находится в процессе выработки новых правил поведения. Сегодня никому не надо объяснять, что можно, а что нельзя делать в общественных местах – это воспитывается в каждом с младых ногтей. Скоро то же самое будет и в сети.
Мне бы хотелось, чтобы сеть скорее пережила подростковые прыщи чтобы превратиться в настоящий мегамозг, который может создавать вещи, неподвластные одному человеку. Два десятка или два миллиона талантливых людей, которых сеть объединит в одном деле, могут создать нечто действительно уникальное. Раньше собрать такой творческий коллектив было очень трудно — сейчас же социальная сеть к этому почти готова».
Какой из этих вариантов будет реализован? Сегодня это неизвестно. Возможно, какое-то время все три процесса будут продолжать идти одновременно, и это наш шанс на то, что оптимальное решение будет найдено быстрее.
Один из основателей квантовой физики Луи де Бройль в начале прошлого века писал: «Единственная проблема современности заключается в том, сумеет ли человек пережить свои собственные изобретения». Что ж, прошли десятилетия, а его высказывание не утратило актуальности.