Нажмите ENTER, чтобы посмотреть результаты поиска, или нажмите ESC для отмены.

Ксения Яшина о России будущего

Советник президента ЦСР

Мне кажется, что условные 15 лет назад ответы на все вопросы в мире были более или менее понятны. Был Вашингтонский консенсус и приоритеты демократии, либерализма были очевидны всем. И развивающиеся страны брали эти решения и использовали. Сегодня мир дезориентирован. Сегодня нет правильного ответа. Поэтому я бы очень хотела, чтобы мы смотрели на ситуацию шире, чем «у России есть проблемы, России нужно догнать Португалию, Америку, кого-то еще». Мне кажется, надо подумать, что Россия может предложить по-настоящему нового и интересного миру. Как мы можем снова стать важными и полезными, и сделать какой-то конструктивный вклад в общее развитие.

Я хочу, чтобы мы понимали, что у любой страны, и у России тоже, есть огромный потенциал для развития. И дальше вопрос, выберем ли мы правильные точки, на которые можем опереться, чтобы реализовать этот потенциал. Наш проект – это способ отыскать точки, на которые стоит опираться. И мне хочется, чтобы это были новые точки роста. Не природные ресурсы, и не потенциал, накопленный в Советском Союзе. И здесь, на мой взгляд, может быть, масса вариантов. Первая мысль, которая натолкнула меня на дальнейшие размышления – статья Ходорковского, в которой он говорил, что раньше была эпоха, когда мировое хозяйство строилось на массовом производстве. В это время выигрывали условные китайцы и вьетнамцы. Сейчас новый этап, для которого характерна массовая кастомизация. И здесь технологическое образование и то, что можно назвать русской смекалкой, придутся более чем кстати. Это шанс для России. Мне кажется, такого рода решения мы должны искать.

Несколько идей, которые пришли мне в голову. Очень интересна тема про освоение территорий. Сейчас в мире земли осталось очень мало. За каждый маленький клочок идет борьба. У России земли много. На это обстоятельство хочется посмотреть чуть-чуть по-другому. Посмотреть на возможность освоить эти привлекательные куски земли, предложить какое-то новое комфортное пространство для жизни. Возможно, использовать для этого какие-то сильные стороны русских людей.

У американцев есть знаменитые идеи «Дикий Запад», предпринимательство, смелость, решительность брать на себя риски. На самом деле, в России было то же самое. Было казачество, было освоение Сибири, был Ермак. Через историю освоения Сибири можно говорить про ценность предпринимательского духа, ценность свободы. Говорить про то, что мы по-новому осваиваем нашу территорию в будущем. Мне кажется, это могло бы быть красивой идеей.

Тут же может быть и мультикультурность, уважение к различиям. Нас много, мы разные и мы это уважаем. Эта мысль кажется мне очень важной.

Еще одна мысль, которая мне кажется очень-очень важной для позитивной повестки России-2035. Это то, что Россия может предложить своеобразную альтернативу демократии. Это, возможно, звучит странно. Но на самом деле то, с чем мы столкнулись на выборах, например, в США, референдуме в Великобритании – эта проблема того, что многие люди не могут сделать правильный для себя выбор, потому что они не обладают информацией, потому что они не умеют критически мыслить, потому что сама по себе система настроена таким образом, что они выбирают вслепую.

Могут быть разные варианты решения этой проблемы. Самый технократичный вариант был бы таким: есть новая идея футархии, когда люди голосуют в два этапа и сначала они голосуют за результат, который они хотят получить, а затем уже за способ достижения этого результата. Другая идея, которая мне нравится, более простая для понимания, хотя может звучать революционно. Ее суть в том, что право голосовать, это все-таки право – и это почетное право, это честь. Поэтому я думаю, что нам как обществу было бы легче дать дополнительные голоса людям, которые лучше образованы, которые достигли каких-то успехов в определенных сферах, которых мы уважаем за то, что они более компетентны. Дать им больше голосов, делегировать им отчасти право решения за нас. Надо подумать, как более эффективно построить систему выборов, систему принятия решений в государстве, чтобы от этого выигрывали все люди.

Для меня «Россия–2035» – это моя Россия, наверное, при двух условиях. Во-первых, если мои друзья и коллеги, которые уехали, вернутся. Во-вторых, если мои дети примут решение учиться в России. Это, мне кажется, будет круто. Так должно быть.

Рекомендуем